Рядом с Сергиевым Посадом, недалеко от поселка НИИРП, расположилась Пустынь Святого Духа Параклита – место с удивительной и трудной судьбой. На днях в скиту побывали члены Общественной палаты округа Татьяна Колганова и Александр Шульгин, приехали пообщаться с настоятелем, Архимандритом Лукой и узнать о проблемах этого места.
Как рассказывает настоятель скита отец Лука, монахи жили здесь с 1858. Даже после закрытия Троице-Сергиевой Лавры в 1919 году скит умудрялся держаться – власти считали его просто «трудовой артелью». Но в 1931 году пришел конец: скит закрыли, и началось настоящее разорение.
«Граждане разворовали все, что можно, – говорит отец Лука, – дошло до того, что там, где был святой престол, люди копали, «искали клад». А в нижнем храме и вовсе пробили огромную дыру в стене, чтобы загонять внутрь трактор, святое место превратили в сарай для техники. Десятилетия руины стояли заброшенными».
Возрождение началось в 1992 году, когда полуразрушенные здания вернули церкви. Первую Литургию отслужили прямо на развалинах. Чудом уцелело немногое: в алтаре главного храма под слоями грязи сохранились старые росписи, а икона «Казанская Божия Матерь» уцелела только потому, что верующие спрятали ее у себя дома, и вернули,когда началось восстановление церкви. Сохранился и природный памятник, так называемая «Аллея одного монаха» – старые липы посажены так близко, что между ними может пройти лишь один человек. Задумано специально, чтобы идущий ни с кем не встречался, сохраняя полное уединение и тишину во время прогулки.
Сейчас здесь, по словам отца Луки, живут семеро монахов и помогающие им трудники. Службы идут каждый день – это основа монашеской жизни. Зачем они здесь? Отец Лука объясняет это просто: «Монахи – это легкие общества, они молятся за всех людей. Их ежедневный труд – молитва – словно дает обществу возможность дышать».
Возрождение обители – трудный процесс. Историческая территория занята домами местных жителей, среди которых – сохранившийся дом последнего, до закрытия монастыря в 1919 году, наместника Лавры, игумена Кронида. Заборы частного сектора практически примыкают к храму. Монахи мечтают, чтобы жителям этих домов дали земельные участки в другом месте – тогда можно было бы восстановить скит полностью. Непростые в скиту и бытовые условия: водопровода нет, пользуются колодезнойи привозной водой, недостаточно электрических мощностей.
Несмотря на это понемногу идет строительство: восстановлены храм, колокольня и трапезная. Спланирована дорога, чтобы можно было подойти к обители как раньше, со стороны реки.
Члены Общественной палаты выражают надежду, что власти округа помогут воссоздать Пустынь Параклита. Сюда хочется возвращаться, чтобы почувствовать подлинность, помня и о тракторе в храме, и о колодезной воде, и о том, как шелестят липы на аллее, где может идти только один.
0 Comments